Фильтры поисковых систем: принцип действия, действующие алгоритмы Яндекса и Google

Что из себя представляют фильтры поисковых машин

В попытке вывести свой сайт в ТОП поисковой выдачи можно не только не добиться результатов, но и потерять текущую позицию в SERP. Существует более 50 различных методов SEO-продвижения ресурса, которые опираются на актуальные алгоритмы Яндекса и Google. Одни из них действенные, другие менее эффективные, но при неправильном применении каждый метод может оказаться причиной падения сайта на 50-60 позиций. Причина этому — умные фильтры крупнейших поисковиков.

Фильтр поиска — это алгоритм, который накладывает на сайт SEO-санкции при неправильной оптимизации или ее отсутствии. Чрезмерное ссылочное продвижение в Яндексе может активировать алгоритм Минусинск, в результате чего поисковый трафик упадет на 50-90%. Активация некоторых фильтров выявляется не сразу, хотя также сильно влияет на текущую позицию в выдаче.

Современные технологии позволяют быстро определить искусственную накрутку сайта, что всегда было нежелательным для поисковиков. Избыточное SEO убивает натуральную конкуренцию между ресурсами и делает выдачу нерелевантной. Чтобы не попадать в «черный список», нужно грамотно выстраивать стратегию поискового продвижения с учетом действующих фильтров.

Тенденции работы с фильтрами поисковых систем в 2019

За что можно попасть под фильтр в 2019

Опытным путем было установлено, что сегодня существует более 30 фильтров для систем Google и Яндекс. По действию на веб-ресурс их можно условно разделить на 3 большие группы:

  • пессимизация трафика — понижение позиций в выдаче;
  • бан — полное удаление сайта из SERP и списков индексации;
  • выборочное понижение — частично исключает сайт из SERP, выборочно снижает позиции.

В результате даже самый незначительный фильтр может понизить ресурс на 40-50 позиций, а снятие штрафа займет от нескольких месяцев до полугода. С алгоритмом невозможно спорить — поисковый робот сам принимает решение о наложении санкций, а ликвидирует их только после следующей проверки сайта. Не поможет обращение в техподдержку и к штатному вебмастеру Яндекса или Гугла, поэтому нужно заранее ознакомиться с принципом работы алгоритмов.

Санкции SEO-продвижения по своему типу разделяются на следующие группы:

  1. Общее качество контента на странице. Сюда можно отнести универсальные фильтры, которые проверяют совокупное качество ресурса. При анализе используется тИЦ и другие индексы, которые определяют авторитетность и количество посетителей, уникальность информации. Самые популярные алгоритмы такого вида — АГС Яндекса и Панда в поисковике Google.
  2. Текстовое содержимое и разметка. Санкции накладываются за переоптимизацию текста, нерелевантный текстовый контент, плохую разметку содержимого или ее отсутствие. Также такие фильтры понижают в выдаче за спам в микроразметке и повторяющееся содержимое. Яркий пример — алгоритм Баден-Баден от Яндекса.
  3. Ссылочное продвижение. Алгоритмы Минусинск и Пингвин крупнейших поисковых систем снижают сайт в выдаче из-за большой доли SEO-ссылок или неестественного роста ссылочной массы. Так как ссылочное продвижение очень дешевое и популярное, то фильтры практически полностью исключают из SERP провинившиеся сайты.
  4. Поведенческие факторы. Улучшение кликов пользователей за счет эмуляции их действий, кликджекинг, криптоджекинг и неправильное использование капчи может наложить на сайт штрафы Google и Яндекса. При этом сайт чаще всего помечается как «потенциально опасный», что практически полностью понижает поисковый трафик.
  5. Реклама. Фильтры также учитывают качество и количество рекламы на странице. Можно попасть под санкции за назойливую рекламу, желтые заголовки, избыточные рекламные объявления (занимают более 50% страницы), за навязчивые оповещения (в том числе и нерекламные) и обман мобильных пользователей.
  6. Аффилированность. Многие сайты в интернете имеют схожую тематику или копируют друг друга. Поисковые машины учитывают это и оставляют в выдаче только один из сайтов по определенной тематике. Это также относится к повторяющемуся тексту на разных ресурсах, поэтому аффилированность относят к текстовым фильтрам.

Также выделим стандартные фильтры, которые не зависят от SEO:

  1. Контент для взрослых. Удаляет из выдачи по обычным запросам сайты с содержанием для взрослых. При этом для тематических запросов выдача никак не изменяется и анализируется согласно стандартным алгоритмам.
  2. Нарушение закона. Если содержание страницы нарушает действующее законодательство, то она будет удалена и скрыта. При этом такой штраф не распространяется на весь веб ресурс, если не подходит под запрещенную тематику.
  3. Направленность и обман поисковых систем. Понижает ранжирование для нерелевантных сайтов-партнерок и псевдосайтов. Полностью исключает из поиска страницы использующие клоакинг или другие техники обмана поисковых роботов.

Как понять, что сайт попал под санкции

Действие некоторых фильтров может быть неочевидно для владельцев веб-ресурсов. Поэтому большая проблема в SEO-продвижении — обнаружение действующих санкций. Если такие алгоритмы как Минусинск или Баден-Баден обнаружить легко, то небольшое понижение из-за аффилированности и разметки в некоторых случаях понижает сайт всего на несколько пунктов. При этом понижение плотности пользовательского трафика может оказаться вполне естественным на вид.

Поисковые роботы не оповещают владельцев веб-ресурсов о применении фильтров. Поэтому о действующих санкциях можно догадаться по косвенным признакам:

  • изменение состава посетителей;
  • уменьшение кликов по рекламным объявлениям;
  • уменьшение трафика и количества уникальных посетителей в день;
  • снижение ранжирования в SERP по продвигаемому запросу на 10 пунктов и более.

Чтобы вовремя отслеживать все эти изменения, воспользуйтесь стандартными инструментами анализа сайта: Google Analytics и Яндекс.Вебмастер (также Я.Метрика). Особое внимание обращайте на такие пункты как индексирование, поисковые запросы, текст и ссылки. По статистике 70% всех нарушений связаны именно с ссылками или контентом на сайте.

Фильтры Яндекса

Яндекс — основная поисковая система для русскоязычных пользователей. Еще в 2009 году компания запустила алгоритм Снежинск, который начал использовать систему машинного обучения MatrixNet. Это в несколько раз увеличило число факторов ранжирования страницы в поиске.

После этого сеть дорабатывалась новыми фильтрами, которые учитывали обман поисковых роботов, регулировали чрезмерное SEO. Сегодня в сети Яндекс применяются следующие официальные системы санкций:

  • АГС — общее качество сайта и релевантность;
  • Минусинск — штраф за переоптимизацию ссылками;
  • Баден-Баден — анализирует все текстовое содержимое;
  • Королев — анализ релевантности и соответствия страниц запросам;
  • Андромеда — последнее нововведение компании при анализе SERP, интегрированное с большинством сервисов Яндекса.

Естественно, что точное количество, название и назначение алгоритмов неизвестно и является коммерческой тайной. Сокрытие этих данных преследует простую цель — увеличение ценности естественного качественного контента, который не подвергается поисковой оптимизации. Компания периодически анонсирует введение новых фильтров для упрощения работы веб-мастеров, но не рассказывает о принципах их работы.

Действующие алгоритмы Google

Цель и принцип действия фильтров русскоязычной версии Гугла не отличается от соответствующих характеристик алгоритмов Яндекса. Причины, из-за которых на веб-ресурс могут быть наложены санкции, идентичны в обоих поисковых сетях. Поэтому Google имеет несколько действующих алгоритмов для рунета:

  • Песочница — фильтр для молодых сайтов из-за недостаточного качества и количества контента;
  • Пингвин — оценивает ссылочную массу и является аналогом Минусинска в сети Google;
  • Панда — анализ контента на странице, проверка уникальности, оценка рекламы;
  • Со-цитирование — анализ внешних ссылок, индексация авторитетности ресурса;
  • EMD — понижает в выдаче сайты с названием домена из прямого вхождения.

Русскоязычный сегмент поисковика Google — один из самых больших за пределами англоязычной выдачи. Поэтому компания бросает огромные средства на разработку уникальных алгоритмов и оптимизацию поисковой машины. Особое внимание поисковик уделяет молодым сайтам и страницам с низкой авторитетностью. Хотя некоторые аспекты SEO-оптимизации проще осуществить в сети Google, чем в более проработанном Яндексе.

Как выйти из-под поисковых санкций

Снятие поисковых фильтров — кропотливая и долгая работа. Например, по официальной информации компании Яндекс, выход из-под Минусинска в среднем занимает 5-6 месяцев. Именно столько обычный пользователь будет удалять избыточные неестественные ссылки и дожидаться повторного анализа от поискового робота.

Чтобы ускорить продвижение вашего бренда и быстро избавиться от фильтров, обратитесь к профессионалам. Компания Dvsites предлагает быстрый и гарантированный выход из-под действующих фильтров Яндекса и Google. С нами вы не только вернете позицию в выдаче, но и увеличите показатели поискового трафика.